Максим Захаров (m_zaxaroff) wrote,
Максим Захаров
m_zaxaroff

Правила идеального интернет-журналиста

Один мой «анонимный» читатель прислал мне любопытную ссылку на специалиста в сфере интернет-журналистики Александра Амзина amzin . Автор дал 140 коротких советов, которые, как он надеется, пригодятся как интернет-журналистам, так и обычным. 

Прочитал все. Выделил главное. Кое-что взял на заметку. С некоторым робко поспорил. Некоторое принял целиком и полностью. Пару раз покраснел (мысленно) и сказал себе "вон из профессии!". А ведь я отношу себя не только к интернет-журналистам, но и, с недавних пор, к телевизионным. 

Вообще работа с информацией и текстами – вещь более сложная, чем может показаться. 
Например, телевизионный формат полностью ломает мое представление о новости как тексте. Перестроиться крайне сложно. Особенно, учитывая, что в информационную сферу я пришел из науки, где, как известно, помимо логичности и содержательности текста приветствуется владение специальной научной лексикой. Мои новые коллеги всеми силами вытравливают из моего языка остатки научности (а может наукообразия?). Теперь блог стал для меня отдушиной, где я могу писать так, как я хочу. Со всем вытекающим из этого подходом к созданию «тела» новости. Кстати, русский язык для меня всегда был слабым местом. Даже к репититору когда-то ходил. Ну вот, только что допустил ошибку в слове «репетитор»)) Хорошо, что в ворде текст набираю. Эх… В общем, если тема вам интересна – жмите под кат. Там для вас кое-что есть. Если вы филолог - хотелось бы услышать ваше профессиональное мнение о прочитанном.

Структура новости
 

  1. Придумайте заголовок или его черновой вариант до того, как напишете новость, а не после
  2. Включите в свой заголовок глагол
  3. Глагол в заголовке не может быть в настоящем времени. Новость – это нечто уже свершившееся или объявление о чем-то готовящемся
  4. Не интригуйте, уточняйте. Заголовок «Президент погиб» не имеет права на жизнь в российском издании, если речь идет о президенте Зимбабве
  5. Вообще не приносите корректность заголовка в жертву хлесткости
  6. Не калькируйте чужие заголовки: чужие мысли труднее думать, чем свои
  7. Прочтите сообщение источника. Отложите текст. Напишите новость вслепую. Повторите
  8. Сначала пишите главное, потом все остальное. Главное выражено в заголовке
  9. Старайтесь использовать в новости как минимум два источника
  10. Не повторяйте одних и тех же фактов в одной и той же новости
  11. Если после прочтения новости возникают вопросы, перепишите новость
  12. Если вопросы остаются, но ответа на них нет, напишите об этом
  13. Если ответ на возникший вопрос находится на расстоянии телефонного звонка, сделайте этот звонок
  14. Продумайте структуру статьи после первоначального сбора фактов, а не до
  15. Ответьте хотя бы на главные вопросы читателя: кто, что, где, когда, почему и зачем
  16. Найдите предысторию. Расскажите ее читателю, проясните контекст происходящего
  17. В тексте новости не должно быть вашего личного отношения. Эмоции недопустимы.
  18. Ваша новость должна вам нравиться, иначе это халтура и порожняк
  19. Более того, если вам не нравится текст, он не понравится и читателю
  20. Используйте микрохарактеристики – назовите в тексте политика политиком, и кинопродюсера – кинопродюсером
  21. Уместите все данные в 4-6 абзацев, если не можете – пишите статью
  22. Вы пишете не текст, а гипертекст. Не забудьте поставить ссылки везде, где они важны для понимания ваших слов и аргументации
  23. Новость должна нравиться с первого раза, потому что ее читают только один раз
  24. Не путайте правду с информацией: ваш текст лишь отражает сообщения источников, а не реальное положение дел

Корректура

  1. Между подлежащим и сказуемым запятая не ставится
  2. Не надейтесь на редактора и корректора. Первый проверяет связность текста, а второй описки. Они не должны прикрывать ваши недостатки.
  3. Проверяйте факты и арифметические расчеты. Особенно расчеты. И свои, и чужие
  4. Перечитайте то, что вы написали
  5. Не сердитесь на коллег, которые правят ваш текст. Они желают вам добра
  6. Не полагайтесь на автоматическую проверку орфографии
  7. Забудьте и про «зеленое подчеркивание» - автоматическую проверку грамматики
  8. Знайте свои любимые слова-паразиты, избавляйтесь от них и не пускайте в новость
  9. Предложения длиною больше строчки-двух лучше попробовать разбить на несколько частей. Замените запятые на точки
  10. Абзацы не должны казаться стеной текста. Рассматривайте их как развернутую в 3-4 предложения мысль
  11. Прочитайте тихонько вслух вашу новость. Перепишите места, где споткнулись
  12. При вычитывании также можно читать слова в предложении с конца - это не позволит глотать текст
  13. Если вы путаете "тся" и "ться", всерьез подумайте о смене профессии
  14. То же самое касается слов «то же» и «тоже», «так же» и «также», выражений «вы пишете» и «вы пишите» и, конечно, «каково» и «какого»
  15. Уберите из текста конструкции «должен быть», «может быть», «таким образом», «однако», «того, что», «кроме того», «кстати», «в частности», «например», «так»
  16. Если отправляете текст на вычитку человеку, который плохо с вами знаком, постарайтесь, чтобы он выглядел внешне пристойно
  17. Причешите отправляемое на согласование интервью так, чтобы его было приятно читать
  18. Никогда не правьте прямую речь. Если же нужно передать лишь общий смысл, а не консоязычие ньюсмейкера, пользуйтесь косвенной речью
  19. Главное правило корректора: сколько бы ошибок ни было исправлено в тексте, всегда есть еще одна. В предыдущем пункте, например, есть. Заметили?
  20. Работайте над своим стилем. Начните работу с прочтения книги Норы Галь «Слово живое и мертвое»
  21. Не нанизывайте одинаковые части речи друг на друга: «комиссия по вопросам модернизации строительства жилья в крае согласно постановлению губернатора приступила к…»
  22. Попытайтесь сокращать титулы
  23. Широко используйте синонимы
  24. Не ленитесь регулярно заходить на gramota.ru
  25. Старайтесь писать стилистически нейтрально, вычеркните «ибо», «сей», «преизрядный» и прочие архаизмы
  26. Откажитесь от восклицательных знаков и многоточий
  27. Постарайтесь меньше выделять слова полужирным, курсивом и подчеркиванием
  28. Проверьте географические названия и имена, убейте себя об стену за «Беджинг», «Мумбай», «Тайланд» и «Гонг Конг»

Блогосфера и прочие социальные медиа

  1. Зарегистрируйтесь во всех социальных сетях и блогохостингах, до которых дотянетесь
  2. Читайте блоги - это живая реакция на события людей, не попавших в СМИ
  3. Не верьте блогерам - они пристрастны
  4. Самые популярные блогеры – часто самые коммерческие и самые продажные
  5. Половина скандальных сообщений, которые вы видите в блогах, проплачены. Имейте это в виду, когда ссылаетесь на кого-либо
  6. Будьте в курсе всех крупных блогоконфликтов
  7. Обзор прессы, блогов и чего угодно еще - не протокол и не опись имущества. Не давайте скучать читателю
  8. Обзор блогов лучше всего строить на множестве ссылок – ваше мнение не так интересно читателю, как возможность пощелкать по вашим словам
  9. Заготовьте сюжет, которому будет следовать ваш обзор
  10. Не делайте тенденциозных подборок – на фоне блогосферы это очень заметно
  11. Заведение ньюсмейкером блога или страницы в социальной сети – новостной повод не хуже других
  12. Удаление – тоже
  13. Выучите сленг участников тех или иных ресурсов. Твердо знайте, что такое «стена», «ретвит» и «зафрендить»
  14. Постарайтесь читать блоги и микроблоги государственных чиновников, в них много интересного
  15. Осознавайте, что эти блоги часто ведут специально нанятые блог-секретари – под диктовку или самостоятельно

Мониторинг и новостные поводы

  1. Подпишитесь на самые авторитетные издания и блоги по вашей тематике. Читайте их каждый день
  2. Начинайте утро с газет, проводите вечер с итоговыми передачами
  3. Обнаружив, что неосознанно избегаете каких-то тем, исправьте этот недостаток и посмотрите, что получится
  4. Если вы пишете про что-то специальное, не забывайте читать обычные новости
  5. Откройте для себя RSS-ридеры, а в частности – Google Reader
  6. Рассортируйте ваши источники по темам, географии, важности. Не читайте в одной ленте «Вестник Урюпинска» и сообщения агентства Bloomberg
  7. Всегда старайтесь увидеть в новости другой инфоповод, а не тот, который вынесло в заголовок новости агентство
  8. Определитесь с приоритетами: новость с пометкой «срочно» не всегда срочная, а «важно» - не всегда важная
  9. При мониторинге обращайте внимание не на то, что интересно вам, а на то, что интересно аудитории
  10. Новостной повод часто зависит от ньюсмейкера, а не от действия. Награждение военного преступника орденом важнее любого другого награждения тем же орденом
  11. Первоисточник – это первый источник, который сообщил информацию, а не тот, который вы первым прочитали и поняли
  12. В агрегаторах часто появляется самое интересное, но лишь через несколько часов после того, как оно произошло
  13. Если новость российского агентства касается зарубежья, в 99 процентах случаев у нее есть зарубежный источник
  14. Обеспечьте себя пресс-релизами и официальными новостями интересующих вас организаций и компаний – подпишитесь на их рассылки
  15. Раз в неделю устраивайте прогулку по совершенно неизвестным вам сайтам
  16. Просмотрите на ссылки, которые вам присылают друзья и коллеги. Возможно, их источники более удобны и интересны, чем ваши
Все 140 советов можно прочитать здесь.

Tags: СМИ, интернет, лытдыбр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments