Максим Захаров (m_zaxaroff) wrote,
Максим Захаров
m_zaxaroff

Category:

В Надейковичи за Лапунами. Традиции и быт Смоленской глубинки



Очередная поездка по смоленской глубинке. На этот раз в деревню Надейковичи Шумячского района. Погда радовала: после нескольких недель беспробудной облачности появился морозец и робкие проблески солнца на небе.





Хорошо знакомый путь на Шумячский район. Сворачиваем направо с Рославльского шоссе, на Борщевку.



Унылые пейзажи российской глубинки.



Со стороны Десногорска идут влажные густые облака. Как предположил наш предводитель, идут испарения от Десногорского водохранилища.





Поселок городского типа Шумячи. Подробный рассказ о его быте я недавно делал.







Путь к Надейковичам веселым не назовешь. В феврале 2018 года, когда еще были снежные зимы, мы ездили этим маршрутом. Шоссейная дорога средней степени убитости идет от Шумячей в сторону Белоруссии. Вдоль дороги проплывают деревни, как живые, так и мертвые. Такие эпитеты как «живые» и «мертвые» применительно к деревням очень походят. Деревни – это живой организм, основанный на земле, сотканный из тесных социальных связей, обустроенный самими людьми, как правило, стихийно, без градпланов и прочих нормативных актов. Люди делали так, как будет удобно им. Поэтому деревня – это не просто место для жизни, это и есть жизнь. Либо ее отсутствие. В некоторых поселениях людей не осталось.

По пути в Надейковичи, например, есть деревня Дружба. Говорят, что примерно до 1962 года деревня носила имя Чертовщина, от слова "черта". Т.к. в своё время по деревне проходила граница между Вяликим Княжеством Литовским и Московской державой. Правый бок деревни, тот, что ближе к границе Беларуси, старожилы называют Литва. В земле ещё можно найти кирпичные укрепления границы. В деревне множество домов, целые улицы, и ни одной живой души. Это типичный образчик мертвой деревни, от которой остались только остовы покосившихся изб да новенькая табличка, установленная дорожниками. Старые избы постепенно врастают в землю. Главная улица, состоящая из опустевших домов, как позвоночник какого-то древнего вымершего животного.



Как и в любой удаленной от крупных городов русской деревне, здесь действует принцип эволюции – естественный отбор. Очень много семей ушло в мир иной вместе с детьми по причине беспробудного пьянства, - рассказывают местные жители. Уходили целыми дворами, а то и поселениями. Остались люди сильные, устойчивые к вредным привычкам и расположенные к работе на земле. А в соседних деревнях не осталось вообще никого.



Деревня Надейковичи появилась в 1700-м году, когда в России создавались военные поселения из привезенных из разных губерний военных поселян – солдат с 25-летним сроком службы. Название, по преданиям, исходит из тех самых времен, когда некий полководец, остановившись в деревне, назвал ее Надейковичами, так как именно здесь в его сердце вселилась надежда на победу над врагом. Сегодня деревня продолжает жить со своим укладом и бытом. В деревне – чистые улочки с большими домами, ухоженными дворами и красивыми палисадниками. Сюда мы направились, чтобы попробовать традиционное местное блюдо - лапуны.





Официально в Надейковичах проживает около 300 жителей. Деревня является приграничной с территорией Белоруссии. Хотя нет. Еще более приграничная – следующая за ней деревня Зимонино. Но и от Надейковичей до границы можно дойти пешком – чуть больше 5 км. В отличие от многих других приграничных деревень Смоленской области, попасть из Надейковичей в Беларусь, в соседний Кричевский район, нельзя. Территории РФ и РБ разделяет река Остёр.



Белорусские традиции до Надейковичей дошли в виде кулинарных рецептов. Если погуглить слово «лапуны», сразу же находим традиционные рецепты белорусской кухни. Только белорусы делают лапуны из картофеля, с добавлением дрожжей, а в Надейковичах – из творога. Видимо, поэтому блюдо здесь считают своим, исконным, не заимствованным у соседей. Влияние на культуру и быт местные жители видят в своем белорусско-украинском говоре. Картошку здесь называют бульбой, землянику – суницей, а красную смородину – поречкой.



Хозяйка дома, в который пролегал наш путь, Татьяна Андреевна Степанова – руководитель местного дома культуры. Когда-то надейковичский ДК располагался в кирпичном двухэтажном здании. Здесь в советские годы била ключом культурная жизнь. Работала библиотека, и даже был свой кинозал. В 90-е содержать здание сочли нерентабельным, дом оказался заброшен а ДК переселили в бывшую колхозную столовую. Татьяна Андреевна – человек гостеприимный и исконный, коренной житель деревни, плоть от плоти ее традиций и устоев. Умело готовит любимые деревенские блюда и отправляет их в русскую печь. И лапуны, и картошку с тушеным мясом, и яичницу-драчону. Все, что было сделано трудолюбивой хозяйкой и приготовлено в печи, имеет незабываемый вкус.







Дополняют печные блюда свои соления, незамысловатые салаты и, конечно, горячительные напитки. Гордость хозяйки – ржаной самогон «Тёщины слёзы», которые мы с удовольствием продегустировали и высоко оценили.



Наблюдаем за тем, как Татьяна Андреевна и две ее подруги, местные жительницы Александра Романовна и Галина Аркадьевна отправляли в печь все новые и новые партии деревенских яств. Заодно интересуемся историей и спецификой главного блюда. «Деревня Надейковичи славится лапунами. И мы готовим лапуны именно по рецепту, который идет от жителей деревни Надейковичи, - рассказывает Татьяна Андреевна. - Готовят лапуны из творога, сахара, муки, яиц, сахара. Главная особенность – они готовятся в русской печи. У каждой хозяйки свои рецепты. Кто-то добавляет ванилин, кто-то изюм, получается совершенно другой вкус. Кто-то добавляет мак, кто-то курагу, она придает кислинку. Но самое главное дело, наша кормилица – это русская печь. А так свои рецепты – в каждом дворе. Без этого блюда не обходится ни одно торжество, грустное или веселое. Блюдо подается как десерт, и все его ждут, особенно городские: “вот, еще же и лапуны будут! Надо оставить место в животе!”».







После трапезы отправляемся смотреть местные достопримечательности, которых в Надейковичах, по сути, совсем не много. Даже культовое место – Никольская церковь, ветхое, полуразрушенное здание, врастающее в землю. Сходить помолиться, получается, и некуда. Так что главная достопримечательность деревни – это ее крепкие дома, ухоженные дворы, чистые улицы и, конечно, люди.



Никакого промышленного или сельскохозяйственного производства в Надейковичах нет. Только социальная сфера. Есть школа, в которой учатся около 50 ребят. Детей привозят автобусом из соседних деревень – Зимонино и Студинец. Есть дом культуры, отделение связи, магазин, фельдшерско-акушерский пункт. Летом деревня превращается в дачный поселок. Из городов приезжают дети и внуки местных жителей.







Клуб теперь в одноэтажном здании слева.



А вот старое здание клуба. Пару лет назад мы тут как следует полазили.



Общаясь с этими замечательными женщинами, в теплой, гостеприимной избе с исконными русскими угощениями испытываем большое удовольствие. В отличие от всевозможных агроусадеб, где люди, как правило, пожившие городской жизнью, воссоздают условия сельского быта для привлечения туристов, изба в Надейковичах – истинный образец деревенской жизни. Наследников у этого деревенского уклада нет и не будет, а значит, надо впитывать эту атмосферу, запоминать ее и радоваться, что удалось в нее окунуться. Вместе с этими женщинами (дай им Бог здоровья и долгие лета) уйдет и этот уклад. Дети и внуки будут приезжать в эти края в лучшем случае в качестве дачников. И не факт, что смогут разобраться с готовкой еды в старинной русской печи.



Никольская церковь. Вернее, то, что от нее осталось.





Конечно, идея организовать в Надейковичах агротуризм приходит на ум местным чиновникам. Например, начальник отдела районной администрации по культуре и спорту Татьяна Семенова, которая сопровождала нашу мини-делегацию в Надейковичи, тоже готова развивать эту идею. В Шумячском районе решили пойти поэтапно и начали организовывать ежегодный фестиваль «Чудо-лапун». В сентябре, когда убран урожай, мастерицы всего Шумячского района готовят самые вкусные мучные блюда, характерные для каждой отдельно взятой деревни и пекаря. Наряжаются в красочные костюмы и угощают всех, кто прибыл на праздник. Поют песни, устраивают театральные представления, танцуют под гармонь и веселятся, как могут. Так в смоленской глубинке продолжаются традиции, которые согревают душу.




Tags: Шумячский район
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments