Максим Захаров (m_zaxaroff) wrote,
Максим Захаров
m_zaxaroff

Categories:

Аэродром Хламово. Смоленскую область связывает с соседними мирами



Пока смоленские власти мечтают приспособить аэродром «Северный» под нужды гражданской авиации, в Смоленской области уже имеется гражданский аэродром, который незаметно для глаз обывателя и чиновного люда вполне справляется со своей задачей – связывать Смоленскую область с другими регионами России. Мы нашли это место совершенно случайно. В буквальном смысле, ткнули пальцем в небо. Это произошло в ходе очередного планирования поездки выходного дня. Сегодня мы расскажем читателям об этом уникальном объекте.

Задача была незамысловатой: окунуться в смоленскую глубинку на несколько часов, без долгих переездов, чтобы как-то разнообразить выходной день. Так мы и нашли Хламово – населенный пункт Монастырщинского района. Выбор на него пал просто: мы там еще небыли и оно не очень далеко. А тут, как показал Яндекс, оказалось, есть еще и аэродром. В Викимапии значится: «Недействующий аэродром Хламово | заброшенный, неиспользуемый объект, авиация». В Википедии о нем – вообще ни слова.

Это сейчас понятие «сельский аэродром» звучит как экзотика. А лет 30-40 назад рядовые жители глубинки совершали авиаперелеты также обыденно, как сейчас мы катаемся на обычных маршрутках из пункта «А» в пункт «Б». Сейчас, как нам рассказали местные жители, аэродром находятся в ведении Министерства обороны (хотя я с трудом представляю себе, как сюда приземляется какой-нибудь МИГ). Раньше был на балансе ДОСААФ. Сегодня это место для любителей авиационной техники, которые летом приезжают сюда провести время в кругу единомышленников и подняться в небо. В том числе, и без документов, со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

А пока – в путь. Миновав Русилово, наблюдаем плантацию борщевика. Такое впечатление, что его здесь культивируют – уж больно основательно укоренилось здесь это растение.





Со стороны кажется, будто перед нами полчища черных, окаменевших воинов, победоносно вскинувших руки вверх, да так и застывших, празднуя свой триумф! Они одержали победу над другими агрокультурами, и теперь ликуют, заполонив некогда возделанные поля Смоленщины, не оставляя шансы на размножение другим культурам. Представив это ликующее войско, мы с грустью смеемся – картина впечатляющая, но тоскливая. И никто с этим ничего делать не собирается.



Чтобы попасть в Хламово, путнику следует направляться в сторону Монастырщины. Из близлежащих населенных пунктов – Санники. Там, где дорога делает крутой поворот налево, на Монастырщину, следует продолжить движение прямо, а затем, метров через 200, свернуть направо.







Сначала – «фирменные» для Смоленской области тлен и разложение. Погода соответствует, подчеркивая упадок местности. Задаемся вопросом: бывал ли здесь вообще кто-нибудь с фотоаппаратом, с целью запечатлеть эстетику упадка? Или мы одни такие созерцатели "прекрасного"?




Корпуса каких-то предприятий, возможно, сельскохозяйственных. Лет 30-40 назад все это создавалось руками людей. Сотни тружеников возводили эти строения по кирпичику, чтобы использовать их в экономике. Сегодня эти изваяния никому не нужны. Людей здесь нет.




Ну а мы продолжаем движение по навигатору. Природа вокруг скудная: топи, заросли хмызника. Речушка с говорящим названием Упокой. Через нее ведет вполне добротный мост.






Едем еще несколько километров. Впереди указатель. Да какой! Это же просто шедевр! Самодельный, с облезающей краской, рядом с бурьяном и огромными лужами. "Хламово": и табличка соответствует названию! Неужели где-то здесь расположен стратегический объект, который связывает смоленскую глубинку с "другими мирами"?



Продолжаем движение. Вокруг более-менее живые усадьбы. Здесь есть люди! Как вдруг…



По пути нам попадается первое свидетельство наличия в этих краях авиации. Самолет бережно укрыт брезентом. Буквально стоит в огороде  междугрядками. Оглядываемся по сторонам: раз есть один самолет,  должен быть и другой. И непременно взлетно-посадочная полоса! И действительно, в паре сотен метров от кукурузника мы наблюдаем еще один самолет. Такое впечатление, что и он является антуражем на чем-то приусадебном участке. Впоследствии выяснилось, что так оно и есть: самолет неисправен.


Вышли люди. Они привыкли к тому, что сюда приезжают гости. Оказывается, за бурьяном, который окутывает усадьбу, скрывается взлетно-посадочная полоса!




Это... СНЕГОХОД! На переднем колесе закреплена лыжа (не видна из-за травы). Задние колеса разгоняют машину.



Нам объясняют: да, это самый настоящий аэродром. Самолет стоит на приколе, не сезон. А летом сюда приезжает множество любителей авиации со своими воздушными судами. В основном, паропланами. Разбивают палатки, ночуют здесь, отдыхают, а затем взмывают в небо. Это о связи Хламово с другими мирами. Наше место в рекламе не нуждается, кто надо – его знает, - рассказывает хозяин воздушного судна. И даже странички в соцсетях у аэродрома есть. Мы, правда, таковой не нашли. Совершить полет стоит каких-то 500 рублей с носа. Я, конечно, наматываю на ус. Никогда не летал на таких самолетах! Надо будет обязательно совершить полет!

Рядом с ВПП находится строение аэродромной службы. Знатоки, подскажите его назначение!


Продолжив движение по проселку, выезжаем на взлетно-посадочную полосу. Не ждите увидеть здесь бетон или асфальт: это деревенский аэродром, и ВПП здесь грунтовая. Регулярно обкашивается. Разогнали машину и проехали по взлетке с ветерком. Потряхивает, но ехать можно. Не взлетели.







Завершили мы знакомство с Хламово на берегу речки Вихра. Наблюдаем изрытый протектором тракторов берег и думаем: в этих местах живут суровые люди.





Даже мост через Вихру похож на самолет!






Покидаем Хламово. Чтобы обязательно сюда вернуться!




Tags: Смоленская область, Хламово
Subscribe

Posts from This Journal “Смоленская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments