Максим Захаров (m_zaxaroff) wrote,
Максим Захаров
m_zaxaroff

Categories:

Патриотический автопробег смолян по Белоруссии: как это было

20160715-ZMA_1331

Сегодня начинаю серию постов о мероприятии, в котором я принял участие в минувшую пятницу-воскресенье. Речь идет об автопробеге ««Начало войны. Дороги войны 1941». Не скажу, что меня приглашали, скорее, сам предложил свою кандидатуру на роль фотографа данного мероприятия, и меня любезно включили в состав одного из экипажей. Всего было отобрано порядка 450 снимков, 2/3 придется отсеять, чтобы не перегружать блог. В общем, поехали.

20160715-ZMA_0986



Пробег организован Белорусской национально-культурной автономией в Смоленске. Сию общественную организацию возглавляет известный на Смоленщине Сергей Кривко, в недавнем прошлом – вице-губернатор в администрации Сергея Антуфьева. Фактически колонна, которая проследовала без малого 900 км по территории Смоленской, Витебской и Минской областей, состояла из участников клуба «Кривичи», в котором состоят мои ровесники. Все имеют разные рода занятий, но объединяет их давнишняя дружба и совместный досуг. В частности, футбольный клуб, выезды в походы, рыбалка и прочие виды мужского времяпрепровождения.

Сбор был объявлен на рассвете в пятницу, 15 июля возле танка в Печерске. Участникам акции предстояло разобраться с символикой и утвердить составы экипажей. Главной проблемой были флаги. Как выяснилось, они плохо переносят скорость и сильный попутный ветер и периодически теряются. Впоследствии было решено снимать их при выезде с точки маршрута, и надевать при въезде. Но в самом начале об этом никто не думал.

20160715-ZMA_0908

20160715-ZMA_0921

Коллективное фото на память. И поехали! Впоследствии наша колонна прирастала машинами, и на отдельном участке я насчитал 11 авто. На старте было 8, если я не ошибаюсь.

20160715-ZMA_0936

Организация автопробега - дело, понятно, хлопотное. Поскольку акция имела статус официальной, нужно было направить письма в администрации (исполкомы) принимающей стороны на каждой точке маршрута. Это означало, что в условленном месте колонну встречает представитель местной администрации, отвечающий за культуру, социальную политику или идеологию. После официальной церемонии – возложения цветов и минуты молчания – посещение музеев. Въезд и выезд из населенного пункта сопровождался патрульной машиной ДПС с включенными проблесковыми маячками. Координация с милицией также осуществлялась на этапе планирования и по ходу движения колонны. Прибавим к этому фирменные футболки с эмблемой автопробега, наклейки на борта автомобилей, флаги, сувениры. Подарок был приготовлен каждому представителю принимающей стороны, что, полагаю, усилило положительную репутацию автопробега. Не забываем о ночлеге, который также нужно было организовать, плюс организации питания. Ну и, наверное, самое сложное – объединить людей, собрать всех занятых-деловых в одно время и в одном месте и снарядить их в путь. Все эти хлопоты взяло на себя белорусское землячество и лично Сергей Кривко. Что касается финансирования мероприятия – каждый участник пробега скинулся по 2000 рублей, которые были потрачены на ночлег в гостевом доме в Глубоком, цветы для возложения и оплату экскурсий. Остальное – бензин, страховка, продукты - в складчину между членами экипажа.

Выезжаем на М1. Первая заправка, точка очередной планерки.

20160715-ZMA_0952

Раздача слонов футболок. Часть футболок оказалось на участниках акции, а часть - использовалась в качестве сувениров.

20160715-ZMA_0953

Последняя "Роснефть" на российской территории (Красная горка), первый потерянный флаг. Здесь и было решено снять их до Орши.

20160715-ZMA_0974

А вот и Беларусь, которая встретила нас прекрасными дорогами, чистотой и ухоженными полями.

20160715-ZMA_0977

Что касается маршрута, то пролегал он через две области Беларуси – Минскую и Витебскую. Точками маршрута были Орша, Минск, Глубокое, Полоцк, Витебск и Рудня (Смоленская область).  «Известно, что фашисты применили тактику блицкрига — это узкий прорыв обороны и максимальная скорость по тылам и узлам снабжения, окружение (котлы) и уничтожение противника. Для реализации этого алгоритма не надо было наступать широким фронтом, а максимально использовать дороги и двигаться. Наши тоже держали дороги и по ним же отводили войска и гражданское население. Вплоть до августа война была придорожной», — пояснил основную идею автопробега организатор проекта Сергей Кривко. Иными словами, мы проехали дорогами, по которым в 1941 году армия Вермахта осуществляла наступление на Москву.

Первый патрульный экипаж ДПС на подступах к Орше.

20160715-ZMA_0980

Надеваем флаги.

20160715-ZMA_0984

Въезжаем в город.

20160715-ZMA_0995

Известный оршанский мемориал - памятник "Катюше", которая, как считается, сделала в этих краях свой первый залп.

20160715-ZMA_0997

Подробный рассказ об Орше я уже размещал в своем блоге. Только здесь - зимние пейзажи, это был канун нового года. Могу только добавить, что город красив и ухожен, как и вся Белоруссия. Как всегда, ощутили контраст от того «как у нас, и как у них». Пятница, день, город безлюден, все работают. Чистота, отличные дороги.

20160715-ZMA_1002

20160715-ZMA_1006

20160715-ZMA_1014

20160715-ZMA_1018

Один из главных открыточных видов Орши - иезуитский коллегиум.

20160715-ZMA_1022

В Орше мы посетили этнографический музей, расположенный в здании бывшей мельницы. Экскурсия показалась весьма любопытной. Экскурсовод поведала нам ряд любопытных «фишек» о том, как белорусы обустраивали свой быт – рожали в поле, окружали себя множеством поверий и примет, которые упорядочивали их жизнь.

20160715-ZMA_1027

Например, после того, как печник клал печь в избе, по традиции первый ее розжиг предлагалось оценить случайному путнику. Считалось, что тепло от печи он разнесет по белу свету. Но было в этом и лукавство. Вероятно, таким оригинальным способом белорусы проверяли, хорошо ли сделан дымоотвод и не угорит ли человек. Если оставался жив – все в порядке, можно топить и согревать жилище! В общем, музей могу смело рекомендовать к посещению, узнаете много интересных деталей быта ушедшего времени.


20160715-ZMA_1031

Река Оршица. Еще один взгляд на открыточный пейзаж Орши. Время поджимало и нужно было ехать в Минск, но мы решили все-таки дойти до земляного вала, откуда открывается замечательный вид на Днепр.

20160715-ZMA_1047

Однако путь наш был не близок. В Белоруссии свято чтят правила. Можно было перейти неширокую дорогу там, где удобно. Но экскурсовод повела нас на пешеходный переход.

20160715-ZMA_1049

20160715-ZMA_1051

Земляной вал с символическими каменными вратами.

20160715-ZMA_1055

20160715-ZMA_1056

Днепр. Вдалеке виден архитектурный ансамбль Успенского монастыря с куполами церкви Святого Илии, конец XIX века.

20160715-ZMA_1057

Пятница. На улицах - редкие пешеходы. Все люди при делах, все работают.

20160715-ZMA_1062

20160715-ZMA_1065

А мы покидаем Оршу и направляемся в Минск. Машина ДПС выводит нас на трассу. По пути встречаем последствия недавнего шторма. По другую сторону дороги была повалена целая сосновая роща. Увы, снять не успел, а останавливаться каждый раз было нельзя.

20160715-ZMA_1066

К разговору о воспитании белорусов. Обратите внимание на левую обочину. Все встречные машины, завидев машину ДПС с включенными проблесковыми маячками и следующую за ней колонну, послушно останавливались и пропускали нас. Так было везде!

20160715-ZMA_1069

В чате по рации народ шутил: наверно ради нас остановятся поезда и даже сядут самолеты.

20160715-ZMA_1070

Все, прощаемся с машиной сопровождения и своим ходом двигаемся на Минск. Там нас уже ждут. Демонтаж флагов перед дальним пробегом.

20160715-ZMA_1073

Курган Славы под Минском. Увы, заехать сюда не успевали.

20160715-ZMA_1076

Одеваемся на подступах к городу.

20160715-ZMA_1087

Минск. На въезде в город возникают шедевры белорусской архитектуры.

20160715-ZMA_1093

В центре города наша колонна то и дело разрывается пробками. Машины сопровождения нет.

20160715-ZMA_1097

Впереди нас ждет Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны. Это абсолютно новое, ультрасовременное здание, открывшееся в 2014 году. Строилось 4 года. Место, в котором стоит побывать.

20160715-ZMA_1099

Специально для нас открыли шлагбаум, и мы очутились на территории музея.

20160715-ZMA_1106

Перед нами здесь проходило какое-то важное мероприятие, из здания выходило множество представительных мужчин при костюмах.

20160715-ZMA_1108

Содержанию музейной экспозиции можно посвятить несколько постов в ЖЖ. Я же размещу несколько фото, чтобы был понятен размах, с которым белорусское государство отнеслось к своей истории.

20160715-ZMA_1116

В центре композиции на фото ниже - фляга с вдавленной человеческой костью. Видимо, бойца Красной армии раздавило танком.

20160715-ZMA_1133

Военная техника тех лет качественно отреставрированная.

20160715-ZMA_1153

20160715-ZMA_1154

Мой коллега-газетчик. Таким образом в годы войны выпускались газеты и листовки.

20160715-ZMA_1170

Авиационный двигатель самолета полка Нормандия-Неман.

20160715-ZMA_1179

В музее - множество технических ухищрений: голограммы, проекции на дымовых завесах, а уж компьютеры с сенсорными экранами - так те вообще на каждом шагу. Такой вот хай-тек.

Самый помпезный зал музея.

20160715-ZMA_1182

Белорусский хай-тек: стекло, бетон, лифты, подсветка.

20160715-ZMA_1200

Обедаем кашей из полевой кухни и отправляемся на Линию Сталина.

20160715-ZMA_1204

20160715-ZMA_1208

20160715-ZMA_1209

Дворец, где подписывались Минские соглашения.

20160715-ZMA_1217

20160715-ZMA_1218

Какие-то непонятные здания за Минск-Ареной по Проспекту Победителей. Пару лет назад здесь была огромная стройплощадка.



Сегодня здесь появились странные здания - то ли жилые дома, то ли офисные.

20160715-ZMA_1220

Линия Сталина - комплекс фортификационных сооружений. Как мемориал под открытым небом начал работать в 2005 году. Сегодня это место музейных экспозиций и исторических реконструкций. А накануне первой мировой войны это была весьма важная стратегическая точка. Строилась она не для защиты от Германии, с которой у СССР в 30-х годах даже не было общей границы. На территории Белоруссии СССР граничил тогда лишь с Польшей и Латвией. Главной же задачей укрепрайонов того времени было удержание приграничных районов до мобилизации основных сил, а не полная остановка и разгром врага, как ошибочно полагают многие, - как гласят справочники.

20160715-ZMA_1236

20160715-ZMA_1237

20160715-ZMA_1242

Бойкие экскурсоводы вам все подробно расскажут. Нас торопила погода - после знойной Орши Минск нам встретил пронизывающим северным ветром.

20160715-ZMA_1247

Ваш покорный слуга. За моей спиной - современные белорусские автострады. Когда-то здесь проходили дороги войны.

20160715-ZMA_1256

20160715-ZMA_1258

20160715-ZMA_1259

20160715-ZMA_1260

20160715-ZMA_1261

За денежку можно даже пострелять.

20160715-ZMA_1263

20160715-ZMA_1265

Как только мы собрались ехать дальше, выглянуло солнце.

20160715-ZMA_1273

Ну и несколько белорусских пейзажей, сделанных из окна автомобиля. Без комментариев.

20160715-ZMA_1276

20160715-ZMA_1279

20160715-ZMA_1284

20160715-ZMA_1286

20160715-ZMA_1293

20160715-ZMA_1309

20160715-ZMA_1310

20160715-ZMA_1311

20160715-ZMA_1314

20160715-ZMA_1315

20160715-ZMA_1325

Постепенно мы добрались до Глубокого. Об этом городке будет вторая часть моего репортажа.

20160715-ZMA_1328

На сегодня всё!


Tags: Беларусь, Минск, Орша, автопробег
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments