?

Log in

Предыдущее | Следующее

Пока проблески солнца еще золотят осеннюю листву, решил прокатиться по смоленской глубинке. Со своим компаньоном Александром Масюковым устроил что-то вроде этнографической экспедиции. Захотелось посмотреть, как живут люди вдали от крупных городов. Совершил для себя несколько маленьких открытий. Одно из них - город Велиж. Честно говоря, не ожидал, что он мне так понравится. Ей богу, остался бы там жить. Одна Западная Двина чего стоит. Днепр с ней и рядом не тек. Но сначала была дорога. Много раз, проезжая по районным магистралям, испытывал желание свернуть, остановиться, оглядеться, посмотреть, как живут люди. Что, собственно, мы и сделали сегодня. Надеюсь, впереди нас ждут новые открытия на своей, Смоленской земле.

175937205

Рассказ о поездке я разобью на две части. Сначала о совсем уж глубинке, а потом - о городах, Велиже и Демидове.

175935542


Интересно, что стояло бы вдоль смоленских дорог, если бы не было войны...

175935543

Редкие пункты "придорожного сервиса". Кстати, еще одно открытие. В глубинке можно снимать. Люди дружелюбны, общительны, с удовольствием идут на контакт. Так что помимо впечатлений от увиденного, мы получили и радость общения.

175935546

175935544

Кое-где попадаются возделанные поля, аграрный сектор все еще жив.

175935547

Накануне синоптики обещали ясную погоду. Но увы, до Велижа солнца не было и в помине. Унылость пейзажей пришлось компенсировать с помощью пресетов.

175935550

175935548

А вот и первая остановка. Деревня Макунино. Единственный атрибут цивилизации - таксофон.

175935551

А вот и наш первый собеседник.

175935553

Когда-то в Макунино было несколько десятков дворов, население человек 180. Сегодня осталось 4 местных жителя, не считая немногочисленных дачников.

175935561

175935560

175935559

175935556

175935555

Здесь был спорт.

175935562

175935563

Гранитный инвентарь. С его помощью валяли лен и зерновые.

175935565

В Макунино, естественно, нет никакой инфраструктуры. Чтобы обеспечить себя всем необходимым, местным жителям приходится ездить в соседний Демидов. Старенький "Москвич" в этом деле здорово выручает.

175936107

175936363

Едем дальше. Демидовский ДРСУ. Хорошо помню эту локацию. Когда-то играл в Дозор и излазил ее всю. На моей памяти это была лучшая игра.

175935568

175935566

Архивное фото. Раннее утро 1 июня 2008 года. Уставшие и счастливые "Мексиканские тушканы" после удачного взятия локации.

175936520

175935569

Велосипеды - очень популярный вид транспорта на Смоленщине. Сегодня я в этом убедился ни раз.

175935570

Едем дальше. Еще один артефакт Великой Отечественной. Проехав 100 км. лишь по одной дороге Смоленской области, выражение "героическая Смоленска земля" перестаешь воспринимать как клише.

175935571

175935577

175935576

175935574

175935572

Еще один съезд с дороги. Еще одна умирающая деревушка.

175935578

Таксофоны, кстати, работают.

175944266

175935581

175935580

Хата с краю. Аисты тоже покинули это место.

175935582

175935584

175935585

Незнакомые люди в таких местах - всегда событие. Вот и бабуля вышла пообщаться с туристами. Сказала, что в деревне осталось два двора. У самой шестеро детей, но ни один не остался жить на своей малой родине.

175935587

175935586

175935589

Финальный на сегодня съезд с дороги. Деревня Бурлыгино. Наше внимание привлекли пять женщин. Надо заехать, пообщаться.

175935590

Фотографироваться любят не все. Места хоть и глухие, но местные жители понимают, что когда снимают, надо выглядеть опрятно. Тем более, женщины.

Оказалось, сидели, ждали автолавку.

175935594

Нам рассказали, что место это вполне обитаемое. Есть клуб и детский сад. Но мы до них не дошли, пришлось бы пройти километра полтора.

175935591

175935593

Едем дальше. Видим, что не все так плохо.

175935595

Знакомимся с местным пастухом. Что за место, спрашиваем?! Отвечает - Россея! Ну разве с этим поспоришь?!

175935598

175935597

А вот и Велиж. О нем - в следующем посте.

175935599 (1)


Comments

( Комментов - 33 — Комментировать )
kuzma2012
Oct. 20th, 2012 06:41 pm (UTC)
Пастух зачётный))) Ответ его тоже.
Унылые деревни... народ вымирает. А ведь именно деревни давали нации армии, флот, любой резерв там рождался...
m_zaxaroff
Oct. 20th, 2012 06:47 pm (UTC)
Зачетный - не то слово! Какой говор, такого уже и не услышишь от молодежи.
kuzma2012
Oct. 20th, 2012 06:52 pm (UTC)
Что, ласкает слух язык русский?)))
m_zaxaroff
Oct. 20th, 2012 06:56 pm (UTC)
ох ласкает!
kuzma2012
Oct. 20th, 2012 08:15 pm (UTC)
В Архангельской области тоже певучий говор...я с него ваще кайфую аудиально)))
Владислав Кононов
Oct. 20th, 2012 06:49 pm (UTC)
Умирает крепостная Россия - вот уже 150 лет. Белорусского сценария у нас не будет - телевизор, дорогая нефть и страсть потребления не дадут его реализовать. Единственный выход, как мне кажется, еще столетие назад придумал Столыпин. Правда, его убили.
Фоторепортаж завораживает. Максим, здорово! Но не безысходно - не зря же проблески солнца золотят осеннюю листву. Жду про Велиж.
m_zaxaroff
Oct. 20th, 2012 06:55 pm (UTC)
да, Велиж вселил надежду. И солнышко выглянуло.
a_shkolnikov
Oct. 21st, 2012 01:10 pm (UTC)
Скорее, умирает сельскохозяйственное сельское нечерноземье, проигрывая даже не импорту, а соседней Курской, Орловской губерниям, я уже не говорю про Кубань.

Единственная надежда, на мой взгляд - резкий и долгосрочный рост цен на зерновые и мясо, только это поможет удержаться людским поселениям за пределами райцентров... В перспективе, только отдача больших площадей под производство биотоплива в мире может обеспечить такой спрос... А рост производства биотоплива возможен только при дорожающей нефти... Вот такой замкнутый круг, сводящийся ко все той же нефти...
goshko61
Oct. 20th, 2012 06:57 pm (UTC)
круто
m_zaxaroff
Oct. 20th, 2012 07:04 pm (UTC)
спасибо!
kuzma2012
Oct. 20th, 2012 08:16 pm (UTC)
Не, Максим, реально хорошие репортажи делаешь. Ещё бы немного блогерских фокусов применял и топы бы регулярно были. Могу подсказать.
m_zaxaroff
Oct. 21st, 2012 07:01 am (UTC)
Интересно, что за фокус, который я не знаю!
kuzma2012
Oct. 21st, 2012 12:34 pm (UTC)
А вот может и не знаешь))) фокусы-покусы
m_zaxaroff
Oct. 21st, 2012 02:57 pm (UTC)
ну тогда в личку!
kuzma2012
Oct. 22nd, 2012 05:15 am (UTC)
Может за кофе?))) Кстати, ты и заплатишь)))
bagdasar
Oct. 20th, 2012 10:03 pm (UTC)
Обнаружен Майоров в архиве :)
m_zaxaroff
Oct. 21st, 2012 07:00 am (UTC)
Есть один Майор!
schelkunov
Oct. 21st, 2012 01:46 am (UTC)
Пастух хорош) Жалко, что деревня вымирает...
Не видел раньше таких упакованных снопов соломы...У нас их обычно свозят в здоровенные кучи высотой метров по 7, или вообще убирают с поля.
m_zaxaroff
Oct. 21st, 2012 12:19 pm (UTC)
да, есть такие упаковочные машины.
pravdoiskanie
Oct. 21st, 2012 03:55 am (UTC)
Возрождние святой Руси уже произошло, или вперды?
То есть в будущем, авось, и будет оно?
369numernoy
Oct. 21st, 2012 05:43 am (UTC)
Просто шикарно! Как сам проехал! Максим, как и всегда, на высоте!
redvedma
Oct. 21st, 2012 11:16 am (UTC)
Очень интересно, с удовольствием просмотрела, спасибо!
a_shkolnikov
Oct. 21st, 2012 01:18 pm (UTC)
Сочные снимки!

А вообще, видя большинство районов, т.к. у нас там везде структурные подразделения, мне больше всего нравится сельская Смоленщина в Велижско-Демидовско-Озернинской части и на юге, в районе Рославля. Здесь, по-моему, люди исторически отличаются самобытным и прочным укладом, не будучи испорченными близостью к Москве и близостью к Старой Смоленской дороге...
m_zaxaroff
Oct. 21st, 2012 02:02 pm (UTC)
Ну Вязьма, кстати, тоже вполне самобытна.
kost_i_ko
Oct. 23rd, 2012 06:12 am (UTC)
Вязьма
Вязьма уже совсем не та. Столичные понты делают свое черное дело.
Кстати про Вязьму будете писать?
m_zaxaroff
Oct. 23rd, 2012 07:57 am (UTC)
Re: Вязьма
Хотелось бы описать всю область в перспективе. Главная проблема, как ни странно - погода. Когда пасмурно и серо фотки совсем неинтересные получаются. Так что по времени и по погоде.
cr2
Oct. 22nd, 2012 06:02 pm (UTC)
Не только бы стояло что-то вдоль дорог, если бы войны не было, а в целом Смоленщина была бы совсем другой.

Причем, как я летом понял после поездки по Дорогобужскому и Ярцевским районам, области несладко. Даже кока-кола привезена из соседней Беларуси. И повсюду белорусские товары - от молочных до трикотажа. Таможенный союз спасает регион.

Хотя до Псковщины, где плохо всё настолько, что шли разговоры про расформирование области, Смоленской ещё далеко.
m_zaxaroff
Oct. 22nd, 2012 06:49 pm (UTC)
Ну почему же далеко. Тоже ходили разговоры об укрупнении. К сожалению, не был на Псковщине, но с удовольствием бы там побывал.
А белорусские товары у нас да, любимы и популярны.
silentvoice07
Oct. 22nd, 2012 08:23 pm (UTC)
Я тоже это ДРСУ помню. Жалко, вы в Демидов не заезжали.
m_zaxaroff
Oct. 23rd, 2012 07:55 am (UTC)
Как же не заезжали. Посмотрите вторую часть моего рассказа))
aviaphoto
Oct. 22nd, 2012 09:27 pm (UTC)
И здорово, и как-то грустно. Спасибо.
m_zaxaroff
Oct. 23rd, 2012 07:55 am (UTC)
Да, веселого мало. А осень только усугубляет.
ts58
Oct. 30th, 2012 05:18 am (UTC)
Прекрасные рассказы, не останавливайтесь!
( Комментов - 33 — Комментировать )

ПРОФИЛЬ

m_zaxaroff
Максим Захаров
Follow m_zaxaroff on Twitter



free counters




ТЭГИ

Powered by LiveJournal.com