?

Log in

Предыдущее | Следующее

Один мой «анонимный» читатель прислал мне любопытную ссылку на специалиста в сфере интернет-журналистики Александра Амзина amzin . Автор дал 140 коротких советов, которые, как он надеется, пригодятся как интернет-журналистам, так и обычным. 

Прочитал все. Выделил главное. Кое-что взял на заметку. С некоторым робко поспорил. Некоторое принял целиком и полностью. Пару раз покраснел (мысленно) и сказал себе "вон из профессии!". А ведь я отношу себя не только к интернет-журналистам, но и, с недавних пор, к телевизионным. 

Вообще работа с информацией и текстами – вещь более сложная, чем может показаться. 
Например, телевизионный формат полностью ломает мое представление о новости как тексте. Перестроиться крайне сложно. Особенно, учитывая, что в информационную сферу я пришел из науки, где, как известно, помимо логичности и содержательности текста приветствуется владение специальной научной лексикой. Мои новые коллеги всеми силами вытравливают из моего языка остатки научности (а может наукообразия?). Теперь блог стал для меня отдушиной, где я могу писать так, как я хочу. Со всем вытекающим из этого подходом к созданию «тела» новости. Кстати, русский язык для меня всегда был слабым местом. Даже к репититору когда-то ходил. Ну вот, только что допустил ошибку в слове «репетитор»)) Хорошо, что в ворде текст набираю. Эх… В общем, если тема вам интересна – жмите под кат. Там для вас кое-что есть. Если вы филолог - хотелось бы услышать ваше профессиональное мнение о прочитанном.

Структура новости
 

  1. Придумайте заголовок или его черновой вариант до того, как напишете новость, а не после
  2. Включите в свой заголовок глагол
  3. Глагол в заголовке не может быть в настоящем времени. Новость – это нечто уже свершившееся или объявление о чем-то готовящемся
  4. Не интригуйте, уточняйте. Заголовок «Президент погиб» не имеет права на жизнь в российском издании, если речь идет о президенте Зимбабве
  5. Вообще не приносите корректность заголовка в жертву хлесткости
  6. Не калькируйте чужие заголовки: чужие мысли труднее думать, чем свои
  7. Прочтите сообщение источника. Отложите текст. Напишите новость вслепую. Повторите
  8. Сначала пишите главное, потом все остальное. Главное выражено в заголовке
  9. Старайтесь использовать в новости как минимум два источника
  10. Не повторяйте одних и тех же фактов в одной и той же новости
  11. Если после прочтения новости возникают вопросы, перепишите новость
  12. Если вопросы остаются, но ответа на них нет, напишите об этом
  13. Если ответ на возникший вопрос находится на расстоянии телефонного звонка, сделайте этот звонок
  14. Продумайте структуру статьи после первоначального сбора фактов, а не до
  15. Ответьте хотя бы на главные вопросы читателя: кто, что, где, когда, почему и зачем
  16. Найдите предысторию. Расскажите ее читателю, проясните контекст происходящего
  17. В тексте новости не должно быть вашего личного отношения. Эмоции недопустимы.
  18. Ваша новость должна вам нравиться, иначе это халтура и порожняк
  19. Более того, если вам не нравится текст, он не понравится и читателю
  20. Используйте микрохарактеристики – назовите в тексте политика политиком, и кинопродюсера – кинопродюсером
  21. Уместите все данные в 4-6 абзацев, если не можете – пишите статью
  22. Вы пишете не текст, а гипертекст. Не забудьте поставить ссылки везде, где они важны для понимания ваших слов и аргументации
  23. Новость должна нравиться с первого раза, потому что ее читают только один раз
  24. Не путайте правду с информацией: ваш текст лишь отражает сообщения источников, а не реальное положение дел

Корректура

  1. Между подлежащим и сказуемым запятая не ставится
  2. Не надейтесь на редактора и корректора. Первый проверяет связность текста, а второй описки. Они не должны прикрывать ваши недостатки.
  3. Проверяйте факты и арифметические расчеты. Особенно расчеты. И свои, и чужие
  4. Перечитайте то, что вы написали
  5. Не сердитесь на коллег, которые правят ваш текст. Они желают вам добра
  6. Не полагайтесь на автоматическую проверку орфографии
  7. Забудьте и про «зеленое подчеркивание» - автоматическую проверку грамматики
  8. Знайте свои любимые слова-паразиты, избавляйтесь от них и не пускайте в новость
  9. Предложения длиною больше строчки-двух лучше попробовать разбить на несколько частей. Замените запятые на точки
  10. Абзацы не должны казаться стеной текста. Рассматривайте их как развернутую в 3-4 предложения мысль
  11. Прочитайте тихонько вслух вашу новость. Перепишите места, где споткнулись
  12. При вычитывании также можно читать слова в предложении с конца - это не позволит глотать текст
  13. Если вы путаете "тся" и "ться", всерьез подумайте о смене профессии
  14. То же самое касается слов «то же» и «тоже», «так же» и «также», выражений «вы пишете» и «вы пишите» и, конечно, «каково» и «какого»
  15. Уберите из текста конструкции «должен быть», «может быть», «таким образом», «однако», «того, что», «кроме того», «кстати», «в частности», «например», «так»
  16. Если отправляете текст на вычитку человеку, который плохо с вами знаком, постарайтесь, чтобы он выглядел внешне пристойно
  17. Причешите отправляемое на согласование интервью так, чтобы его было приятно читать
  18. Никогда не правьте прямую речь. Если же нужно передать лишь общий смысл, а не консоязычие ньюсмейкера, пользуйтесь косвенной речью
  19. Главное правило корректора: сколько бы ошибок ни было исправлено в тексте, всегда есть еще одна. В предыдущем пункте, например, есть. Заметили?
  20. Работайте над своим стилем. Начните работу с прочтения книги Норы Галь «Слово живое и мертвое»
  21. Не нанизывайте одинаковые части речи друг на друга: «комиссия по вопросам модернизации строительства жилья в крае согласно постановлению губернатора приступила к…»
  22. Попытайтесь сокращать титулы
  23. Широко используйте синонимы
  24. Не ленитесь регулярно заходить на gramota.ru
  25. Старайтесь писать стилистически нейтрально, вычеркните «ибо», «сей», «преизрядный» и прочие архаизмы
  26. Откажитесь от восклицательных знаков и многоточий
  27. Постарайтесь меньше выделять слова полужирным, курсивом и подчеркиванием
  28. Проверьте географические названия и имена, убейте себя об стену за «Беджинг», «Мумбай», «Тайланд» и «Гонг Конг»

Блогосфера и прочие социальные медиа

  1. Зарегистрируйтесь во всех социальных сетях и блогохостингах, до которых дотянетесь
  2. Читайте блоги - это живая реакция на события людей, не попавших в СМИ
  3. Не верьте блогерам - они пристрастны
  4. Самые популярные блогеры – часто самые коммерческие и самые продажные
  5. Половина скандальных сообщений, которые вы видите в блогах, проплачены. Имейте это в виду, когда ссылаетесь на кого-либо
  6. Будьте в курсе всех крупных блогоконфликтов
  7. Обзор прессы, блогов и чего угодно еще - не протокол и не опись имущества. Не давайте скучать читателю
  8. Обзор блогов лучше всего строить на множестве ссылок – ваше мнение не так интересно читателю, как возможность пощелкать по вашим словам
  9. Заготовьте сюжет, которому будет следовать ваш обзор
  10. Не делайте тенденциозных подборок – на фоне блогосферы это очень заметно
  11. Заведение ньюсмейкером блога или страницы в социальной сети – новостной повод не хуже других
  12. Удаление – тоже
  13. Выучите сленг участников тех или иных ресурсов. Твердо знайте, что такое «стена», «ретвит» и «зафрендить»
  14. Постарайтесь читать блоги и микроблоги государственных чиновников, в них много интересного
  15. Осознавайте, что эти блоги часто ведут специально нанятые блог-секретари – под диктовку или самостоятельно

Мониторинг и новостные поводы

  1. Подпишитесь на самые авторитетные издания и блоги по вашей тематике. Читайте их каждый день
  2. Начинайте утро с газет, проводите вечер с итоговыми передачами
  3. Обнаружив, что неосознанно избегаете каких-то тем, исправьте этот недостаток и посмотрите, что получится
  4. Если вы пишете про что-то специальное, не забывайте читать обычные новости
  5. Откройте для себя RSS-ридеры, а в частности – Google Reader
  6. Рассортируйте ваши источники по темам, географии, важности. Не читайте в одной ленте «Вестник Урюпинска» и сообщения агентства Bloomberg
  7. Всегда старайтесь увидеть в новости другой инфоповод, а не тот, который вынесло в заголовок новости агентство
  8. Определитесь с приоритетами: новость с пометкой «срочно» не всегда срочная, а «важно» - не всегда важная
  9. При мониторинге обращайте внимание не на то, что интересно вам, а на то, что интересно аудитории
  10. Новостной повод часто зависит от ньюсмейкера, а не от действия. Награждение военного преступника орденом важнее любого другого награждения тем же орденом
  11. Первоисточник – это первый источник, который сообщил информацию, а не тот, который вы первым прочитали и поняли
  12. В агрегаторах часто появляется самое интересное, но лишь через несколько часов после того, как оно произошло
  13. Если новость российского агентства касается зарубежья, в 99 процентах случаев у нее есть зарубежный источник
  14. Обеспечьте себя пресс-релизами и официальными новостями интересующих вас организаций и компаний – подпишитесь на их рассылки
  15. Раз в неделю устраивайте прогулку по совершенно неизвестным вам сайтам
  16. Просмотрите на ссылки, которые вам присылают друзья и коллеги. Возможно, их источники более удобны и интересны, чем ваши
Все 140 советов можно прочитать здесь.

Comments

( Комментов - 24 — Комментировать )
voevodina_s
Dec. 4th, 2010 06:50 pm (UTC)
Весьма порадовал пункт 16 раздела "Корректура" :)
# Если отправляете текст на вычитку человеку, который плохо с вами знаком, постарайтесь, чтобы он выглядел внешне пристойно

Да-да, помните и старайтесь, чтобы человек (который плохо с вами знаком), выглядел пристойно! :)
winzard
Dec. 4th, 2010 07:06 pm (UTC)
140 советов - это очень много.
m_zaxaroff
Dec. 4th, 2010 07:10 pm (UTC)
Поэтому я выбросил часть текста. Автор забыл одно из правил гениального текста: "отбрось все лишнее".
m_zaxaroff
Dec. 4th, 2010 07:09 pm (UTC)
Да хватает перлов.
#Не верьте блогерам - они пристрастны
Не верьте мне. И себе не верьте, если вы ведете блог. Вы - пристрастны.
Кстати, Светлана, с подачи Амзина читаю вот это: http://www.lib.ru/TRANSLATORS/NORA_GAL/slowo.txt
Речь идет о страшной болезни речи - канцеляризмах. Я понял, что поражен этой заразой.
voevodina_s
Dec. 4th, 2010 07:31 pm (UTC)
Ага, тоже решила почитать. Хотя... некоторые т.н. "канцеляризмы" могут прекрасно оживить текст, особенно в тех случаях, когда очень хочется поехидничать и пошалить ;)
amzin
Dec. 5th, 2010 07:56 pm (UTC)
Уели :)
voevodina_s
Dec. 5th, 2010 08:02 pm (UTC)
Не-а :) просто вредничаю
amzin
Dec. 5th, 2010 08:16 pm (UTC)
Уже поправил.
voevodina_s
Dec. 6th, 2010 07:05 am (UTC)
Спасибо! и удачи в делах :)
terra_irrornita
Dec. 4th, 2010 08:56 pm (UTC)
Прочитайте тихонько вслух вашу новость. Перепишите места, где споткнулись.

Очень грамотная штука. Обычно так и делаю. Если слово на слух не ложится, режет, значит, надо править.

Ну а насчет журналистики в блогах... Простите, но бредово. Это уже такая имхатая журналистика, которая по определению не попадает в класс журналистики. Помните, как в учебнике: правдивость, факты, объективность, своевременность... и всё такое прочее.
А если это перепост, то о какой журналистики вообще речь?

ЖЖшки хороши для рефлексирования, но не для живописания фактов. И уж тем более объективного живописания. Я в это не верю.

Маленький совет. Хотите перестроится для ТВ, учитесь мыслить картинками. Чтобы под каждое предложение - определенная картинка или несколько. Помогает.
m_zaxaroff
Dec. 5th, 2010 07:50 am (UTC)
На счет "мыслить картинками" - для ТВ это аксиома. Иного здесь просто не может быть.
На счет бредовости журналистики в блогах - слишком субъективно. Большинство популярных блоггеров - это журналисты, которые либо не нашли своего формата в прессе, либо просто избрали другую профессию. Но ключевой в любом посте этих людей является новость, пусть и в собственной интерпретации. Вот, гляньте: http://www.livejournal.com/ratings/posts/ Три четверти постов - это новости, причем горячие. По-вашему это бред?
А читать рефлексирования чужих мне людей... И без того информации море.

Edited at 2010-12-05 07:55 am (UTC)
terra_irrornita
Dec. 5th, 2010 02:54 pm (UTC)
В ЖЖ любой журналист автоматически становится просто пользователем. И ЖЖ не имеет статуса СМИ. Поэтому об этом стоит помнить.
Новости в ЖЖ - это тоже самое, что сидеть на кухне и пересказывать в сотый раз Марь Ванне, как это было. Мое ИМХО, но профессиональный журналист не должен вываливать в ЖЖ новости, как профессиональный журналист. Социальные сети создавались не для новостей. И веры этим журналистам нет. Лично я слабо верю в объективность журналистики вообще, и журналистики в блогах в частности.
И да, мне не интересно читать новости в блогах. Я лучше почитаю рефлексии. Это успокаивает. А вот новости и политика в ЖЖ дико бесят.
m_zaxaroff
Dec. 5th, 2010 03:14 pm (UTC)
Тогда мой журнал должен вас дико бесить, т.к. 2/3 моего контента - это новости, поданные сквозь призму моего мировосприятия! Но вообще ваши суждения о ЖЖ слишком категоричны и субъективны. Лично я - против штампов. Интернет (и сети в том числе) - это территория свободы. И каждый волен распоряжаться этой свободой так, как ему угодно. В рамках закона, разумеется.
terra_irrornita
Dec. 5th, 2010 03:23 pm (UTC)
"Через призму моего мировосприятия"
:D

Именно что. То есть это уже не новость, а личный взгляд на нее. То есть это уже не журналистика ни в коей мере. Просто мнение человека, близкого к определенным кругам.
Так что почему я должна верить в то, что блог-журналистика существует? ;)
Это фантастика! (с)

На будущее. Запомните, что объективность достигается за счет мнений в двух сторон. + третья сторона, не заинтересованнная ни в коей мере в предыдущих двух. Именно так и создаются новостные проблемные сюжеты. Именно проблемные. ;)

Все мои суждения в ЖЖ - суть категоричность и субъективность. Ведь это же ЖЖ. Наслаждайтесь! Вы тоже не абсолют объективности в данной сети :P
m_zaxaroff
Dec. 5th, 2010 06:00 pm (UTC)
Как то вы очень сильно пытаетесь меня чему-то научить! Сплошь повелительное наклонение: "помните", "запомните", "на будущее", "маленький совет", "учитесь", "наслаждайтесь" ... Если бы я не был толерантин, а вы не были бы женщиной, я мог бы даже занервничать!
voevodina_s
Dec. 5th, 2010 08:09 pm (UTC)
А я вот жутко занервничала! Че за хрень такая: - "на будущее"? Тоже мне "великовозрастная мудрая мамка" нашлась! (это я злюсь просто ужасть как!). В игнор таких училок.
Максим, прошу прощения, что женский базар в твоем журнале развожу :), но девушка напросилась.
m_zaxaroff
Dec. 6th, 2010 05:52 am (UTC)
Да нет, почему же, очень мило))
voevodina_s
Dec. 6th, 2010 07:13 am (UTC)
Ага ))) самой нравится
terra_irrornita
Dec. 6th, 2010 06:04 am (UTC)
Видимо, великовозрастная умная журналистка Воеводина совсем не в курсе, что такое объективность в журналистике? ))) Но скорее всего она нежно согласна со всем, что пишет милый Максим ) Ведь она тоже блооогееер... :D

Можете не отвечать. Я очень уважаю ваше право игнора.
voevodina_s
Dec. 6th, 2010 07:13 am (UTC)
Ой!
Ой. Это Вы удостоили меня чести разговора с Вашей светлостью? Соизволили, так сказать...
Не-не, не отвлекайтесь на меня, Вы вона как высоко летаете-то, не снижайтесь, прошу Вас, дорогая "irror".
terra_irrornita
Dec. 6th, 2010 06:00 am (UTC)
Вас уже никто не научит. )) Учить надо, когда человек лежит поперек лавки. А когда вдоль - поздно уже.
Вы можете считать себя блог-журналистом. Право ваше. Вот только моё право - вас не считать таковым ;)

А совет, всего лишь совет )) Ваше дело им воспользоваться или нет.

И да, так о птичках, это вы первый записали меня в друзья ;) Но не я. Так что не нервничайте. Это мне нервничать надо )
equadorec
Dec. 5th, 2010 03:42 pm (UTC)
Заголовок поста не удовлетворяет требованиям - нет глагола ))
m_zaxaroff
Dec. 5th, 2010 05:54 pm (UTC)
Век живи - век учись!
paulmylnikov
Dec. 9th, 2010 09:13 pm (UTC)
Интересный обзор книги британского журналиста - о современных печатных СМИ:
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/138/24.html
Как знать, насколько часто замеченное автором встречается в Сети?..
( Комментов - 24 — Комментировать )

ПРОФИЛЬ

m_zaxaroff
Максим Захаров
Follow m_zaxaroff on Twitter



free counters




ТЭГИ

Powered by LiveJournal.com