?

Log in

Предыдущее | Следующее

Продолжаю рассказывать о нашей поездке в Белоруссию, которая началась в Краснинском районе Смоленской области и прошла через Добровенский район Витебской области. Сегодня мы побываем в деревне Смоляны. Это место интересно в первую очередь для тех, кто любит путешествовать по старинным усадьбам и прочим полуразвалившимся памятникам старины.





Добраться сюда очень просто - 20 минут езды от Орши. Отличный вариант для тура выходного дня. Если верить справочникам, проживают в этой деревне около 600 человек. Людность данному месту придает Смольянский государственный аграрный колледж. Большое, аккуратное здание, два корпуса общежития... Здесь обучаются будущие труженики белорусского села.







Дом культуры.



Но многочисленные туристы приезжают сюда явно не для общения с будущими аграриями. Например, есть здесь великолепный костел. Посреди типовой архитектуры белорусской глубинки и покосившихся изб неожиданно вырастает шедевр 2-й половины XVIII века. Глядя на таких исполинов, всегда недоумеваю: почему эти творения рук людских находятся в таком плачевном состоянии? Почему люди не восстанавливают их и не поддерживают в достойном состоянии?



Точные годы строительства костела неизвестны. Из справочника узнаем: традиционная для костельных построек композиция с двумя башнями по фасаду и щипцом крыши, закрытым декоративным гребнем. Апсида полуциркульная, отвечающая высоте основного объема постройки. Трансепт расположен в середине плана, в результате чего последний приобрел крестообразное очертание. Не исключено, что первоначально средокрестие венчалось куполом. Криволинейные очертания фасадных стен и башен указывают на принадлежность постройки к архитектурной школе виленского барокко, имевшего широкое распространение в Беларуси в конце XVII — первой половине XVIII в. К сожалению, памятник сохранился с большими разрушениями времен войны.



Внутри - горы пустых бутылок, следы экскрементов. Все это мы можем наблюдать и в нашей, Смоленской крепости. Не понимаю, зачем гадить в памятниках истории?





На второй ярус ведут винтовые лестницы.









Обходим костел вокруг.





Выйдя из костела, встречаем семейную пару на велосипедах. Разговорились. Оказалось, что сами из Мурманска, а здесь, в Смолянах, купили дом и наведываются сюда в отпуск. Выходят в Орше, садятся на такси, 20 минут - и они в Смолянах. На вопрос, почему именно здесь - ответили: просто ткнули пальцем по карте. Нормально так, на дачку за 2000 км.



Пока катались по местным развалинам, два раза эту парочку повстречали. Милые люди, общительные. Ходят себе по тропинками с великами, радуются жизни.



А мы направились в деревянную Спасо-Преображенскую церковь. Основана в XVI веке. Перестроена XVIII в., после чего обрела свой сегодняшний облик. Из путеводителей: церковь представляет собой почти квадратный в плане сруб, окруженный с трех сторон крытой обходной галереей. В целом статичная композиция храма с центральным барабаном и куполом по главному фасаду отмечена двумя невысокими гранеными башнями с шатрами. Перекрытие основного помещения церкви выполнено в виде сомкнутого свода, украшенного росписью с изображением 12 апостолов.



Когда приехали, ворота были закрыты. На воротах - номер телефона, по которому нужно звонить, чтобы посетить церковь. Позвонили. Пришла женщина, зовут Елена Иосифовна. В руках - огромный ключ от входной двери.





Внутренне убранство церкви и ее сегодняшний ухоженный вид - дело рук иерея Александра Морозова, убиенного в ноябре 2013 года. Иерей приютил у себя дома беспутного студента аграрного колледжа, который его и убил. Похоронен священник здесь же, на территории своего прихода. Сейчас сюда приезжает служить батюшка из Орши. Но такого хозяина, каким был Морозов, у церкви больше нет.





Любопытная особенность этого храма - у него два престола: летний и зимний. Летний - с деревянными стенами, расположен вверху. Нижний, каменный, отапливаемый печкой - расположен фактически в подземелье. Совершенно разные по архитектуре и убранству помещения. Мы побывали в обоих.



Строение ветхое. Поскольку объект охраняется государством, никаких радикальных вмешательств без согласований с властями делать нельзя.





Спускаемся вниз. Тут гораздо теплее и уютнее. Елена Иосифовна подробно рассказывает об убранстве церкви и о том, как иерей Александр Морозов своими руками все это собирал и воссоздавал. Пока он не взялся за дело, здесь стояла вода и плавали лягушки. Оцените масштаб проделанной работы.



Вид с колокольни.



До этого был только на колокольне в храме в Хиславичах. Тоже, кстати, деревянного.





Отвезли Елену Иосифовну домой. У нее жарились котлеты, и она нас даже пригласила за стол. Но мы тактично отказались. Наверняка одинокая женщина гостей не ждала. Обратите внимание на расписные дома. Все это - дело рук их хозяев.



Со двора церкви Свято-Преображенской открывается замечательный вид на еще одну достопримечательность Смолян - церковь Святого Алексея.



Подъедем поближе, рассмотрим.



Из путеводителей: возведена из кирпича, частично «заимствованного» у замка "Белый Ковель" (о замке - далее), в 1864 году. Основной прямоугольный в плане объём с трёхгранной апсидой завершается куполом на восьмигранном световом барабане. Главный фасад выделяется двухъярусной шатровой башней-звонницей. Сейчас Алексеевская церковь в заброшенном состоянии — хотя вокруг возведены строительные леса, правда уже почерневшие от времени.

krasny-smolyani-159 (2)







Рядом с храмом - часовня-усыпальница.





Катаемся по Смолянам. Третий раз встречаем мурманских дачников.



Заехали на пляж с удивительными кабинками для переодевания. Интересно, как здесь управляются девушки? По белорусскому ГОСТу, если есть водоем - значит должен быть и пляж. Вот, пожалуйста, купайтесь, отдыхайте.



Ну и самое загадочное место в Смолянах - замок "Белый Ковель". Говорят, по своим масштабам он превосходил знаменитые Мирский и Несвижский замки. Однако трудная судьба замка в Смолянах, к сожалению, не позволила ему донести до потомков свою красоту, о которой мы можем судить лишь по отдельным фрагментам.



Из путеводителей: в XVI - XVII вв. Смолянами владели князья Острожские, Курбские, Сангушки. Очевидно, последний и заложил замок в первой четверти XVII в. Смолянский замок («Белый Ковель») неоднократно был в сфере больших военных сражений. Он сильно пострадал во время русско-польской войны середины XVII в. и в Северную войну в начале XVIII в. Значение его как военной цитадели упало, но сохранность была еще удовлетворительной.Разрушение покинутого владельцем замка началось в конце XVIII в. и завершилось в середине XIX в., когда остатки его были проданы на кирпич. В настоящее время сохранились руины монументальной пятиярусной башни с оконными проемами, следами внутренней винтовой лестницы, арочным переходом, скульптурным панно на стене и др.





Тот самый кирпич, который пошел на строительство церкви Святого Алексея.



Из путеводителей: в плане замковый комплекс представлял собой замкнутую систему корпусов с внутренним двором. Сюда выходили окна всех залов и жилых комнат дворца. Помещения, приспособленные для обороны, ориентировались наружу, в сторону земляных предзамковых укреплений. Угловые части замка фланкировались башнями, отдельные помещения которых были приспособлены под жилье.Корпуса и башни были трехэтажными, и лишь главная башня, расположенная близ въездных ворот, имела пять этажей-ярусов. С большими разрушениями она сохранилась до наших дней. Ее пятигранный объем украшен изящным рельефом декора, близким по своему характеру стилю ренессанс. Замок в Смолянах был задуман как представительная дворцовая резиденция князя. Как и в других постройках этого типа, в нем присутствовали элементы светской архитектуры - большие окна, богатые наличники вокруг проемов, роспись в интерьерах, нарядные камины. И это не случайно: исход военных баталий в XVII в. уже решался не у стен дворцово-замкового комплекса, а на открытых полях, подступах к населенному месту.





На этом наша прогулка по Смолянам закончилась. 100 км. по трассе М1 - и мы дома.





ПРОФИЛЬ

m_zaxaroff
Максим Захаров
Follow m_zaxaroff on Twitter



free counters




ТЭГИ

Powered by LiveJournal.com